Будущее интеллектуальных городов России

Конференция «Будущее интеллектуальных городов России»
Архив конференции за 2012 год

Фундамент для будущих «умных городов» России

 

12 декабря 2012 г. в Москве в Конгресс-центре МТУСИ прошла конференция «Будущее «интеллектуальных городов» России», организованная Издательским домом «Connect!» в рамках ежегодной серии мероприятий Connect Conferences. В конференции приняли участие делегаты из Санкт-Петербурга, Череповца, Мурманской, Рязанской, Самарской и Тамбовской областей, Пермского и Краснодарского краев, Республики Татарстан, Восточной Сибири и других регионов страны. Гармоничное развитие современного города, обеспечение его стратегического планирования требуют комплексного подхода к эксплуатации и модернизации всех городских служб, систем и комплексов, а также коллективных усилий органов власти, отраслевой науки, социальных институтов и организаций разных сфер деятельности.
Выступления делегатов охватывали широкий круг тем, связанных с жизнедеятельностью «интеллектуального города»: транспортная инфраструктура, энергетические сети, безопасность, организация работы ситуационных центров, экономика «умного города» и т. д. Приветствия в адрес участников форума прислали заместитель министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Марк Шмулевич, председатель Исполнительного комитета Ассоциации «Центрально-Черноземная» Григорий Федоров, префект Юго-Восточного округа города Москвы Владимир Зотов.

 

«Дорожная карта» инфраструктурной эффективности


 Пути повышения энергоэффективности проанализировала в своем выступлении Ирина Булгакова, заместитель руководителя Федерального агентства по строительству и ЖКХ. Иллюстрируя основные принципы государственной политики в сфере энергоэффективности, она подчеркнула важность комплексного энергетического планирования в жилищно-коммунальном комплексе страны и рассказала о мерах, принимаемых с целью перехода к аналитическим расчетам по типу топливно-энергетических балансов для субъектов предпринимательства, регионов, федеральных округов на основе схем газо-, тепло-, электро- и водоснабжения.
Современные технологии позволяют прогнозировать нештатные ситуации на сетях и управлять спросом на услуги в сфере ЖКХ. По мере внедрения новых решений специалисты все чаще пытаются определить степень рациональности их применения. Особенно актуален этот вопрос, когда речь идет об оцифрованных городах, в коммунальном хозяйстве которых не поменяли отслужившие свой срок трубы. Разумность информатизации в контексте решения других злободневных задач городского хозяйства – один из ключевых принципов концепции строительства «умного города».
В соответствии с законодательством развитие сетей электро-, газо-, тепло- и водоснабжения должно обеспечиваться на основе использования геоинформационных систем, утвержденных схем энергоснабжения. Порядок разработки этих схем определяется Правительством РФ. По теплоснабжению такая схема утверждена, по водоснабжению – внесена на рассмотрение в Правительство РФ. Соответствующими методиками предусмотрено, что схемы в городах численностью более 100 тыс. (а в некоторых случаях и свыше 50 тыс.) разрабатываются в электронном виде на основе ГИС. Такой подход позволит повысить надежность ресурсоснабжения в условиях, когда нагрузки на сеть быстро меняются. Утвержденные схемы теплоснабжения используются сегодня в 10% российских городов.
В Градостроительный кодекс будут внесены изменения, согласно которым одним из инструментов реализации генплана должны стать программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры, основанные на сбалансированных между собой схемах энергоснабжения. Это даст возможность исключить ситуации, когда в одном районе – избыток ресурсов, а в другом – их нехватка. По мнению спикера, целесообразно включить в эти программы раздел, посвященный развитию транспортной инфраструктуры. Обсуждается идея об утверждении требований к используемым программным продуктам. Недавно в Государственную Думу внесен законопроект «О государственной информационной системе ЖКХ», который будет определять, какая информация, какого формата и на каких условиях должна использоваться, кто ее поставляет, а также меры ответственности за нарушение установленных требований. Разработан электронный паспорт многоквартирного дома, составлен включаемый в него перечень информации.
Современные города и промышленные центры имеют развитую энергетическую инфраструктуру, включающую системы электроснабжения, топливоснабжения, тепло- и хладоснабжения. Традиционно каждый тип систем развивался самостоятельно. Однако в последнее время вырабатываются подходы к комплексному, скоординированному развитию разнотипных систем энергоснабжения города с применением современных ИКТ. Такой подход представили авторы доклада: Николай Иванович Воропай, директор, Валерий Алексеевич Стенников, заместитель директора по науке, Людмила Васильевна Массель, заведующая лабораторией информационных технологий в энергетике, Евгений Алексеевич Барахтенко, научный сотрудник (Институт систем энергетики им. Л.А. Мелентьева СО РАН, Иркутск). В нем учитывается тенденция развития распределенной генерации энергии на базе возобновляемых источников и их интеграции с централизованными системами. Структура каждой энергетической системы предполагает три уровня: мощные централизованные источники энергии; распределенные источники энергии; генераторы небольшой мощности, находящиеся у потребителя.
Предлагаемая интегрированная система включает в себя несколько ключевых элементов. Первый – виртуальная станция, объединяющая распределенные генераторы под единым управлением. Второй – виртуальный накопитель энергии, позволяющий регулировать подачу в сеть энергии с различных накопителей в зависимости от нагрузки. Следующий элемент – энергетический хаб, который предполагает интеграцию систем энерго-, тепло- и газоснабжения на уровне потребителей. Для транспортировки энергоресурсов наиболее перспективны технологии интегрированного транспорта различных энергоресурсов в одном физическом канале. Наконец, элементом интегрированной системы является активный потребитель, который участвует в управлении режимами энергопотребления. Интеллектуальные энергетические сети предполагают наличие двусторонней связи между энергосистемой и активным потребителем.
Работа городского ЖКХ – наиболее ощутимый фактор, влияющий на качество жизни граждан. Но она же вызывает у горожан наибольшее число нареканий. Один из аспектов проблемы – недостаточная прозрачность и обоснованность начислений за фактически оказанные услуги и неудобство оплаты. О том, как эта проблема решается в Зеленограде, рассказал Юрий Хотимский, начальник отдела сводно-аналитической информации Единого информационно-расчетного центра Зеленоградского административного округа г. Москвы. В Зеленоградском округе с 1994 г. развивается Комплексная система по начислению, оплате жилищно-коммунальных услуг с учетом жилищных субсидий и оказанию адресной помощи малообеспеченным семьям. С 1996 г. ЕИРЦ выпускает единый платежный документ (ЕПД), в который могут включаться не только ЖКУ, но и любые другие социально значимые услуги от любого поставщика, у которого есть договор с Центром. Все начисления с учетом льгот, а также оформление адресных субсидий (независимо от того, кем субсидии предоставляются) производятся самим Центром на основе единой базы данных, что исключает рассогласования, возможные при начислениях платежей поставщиками. Было организовано электронное деление платежей по поставщикам услуг на основе файлов платежей и начислений. Действует программа сокращения задолженности, которая опирается на индивидуальную работу с должником. База данных ЕИРЦ используется не только для фискальных функций, но и для диалога с гражданами. Например, ЕПД может выступать каналом адресного информирования жителей, а обратившись в call-центр ЕИРЦ, гражданин может решить практически любой вопрос без личной явки.
Кроме того, ЕИРЦ организовал центры общественного доступа, где люди могут получить помощь в освоении сайтов госуслуг и платежных систем, а также узнать, как можно с максимальным удобством для себя использовать социальную карту. Опыт Зеленограда является без сомнения ценным и достойным тиражирования, но, к сожалению, при попытках решить аналогичные задачи в других городах многие системы «изобретаются» заново.

 

Услуги «под ключ» для госзаказчика


Представляя стратегию развития информатизации, Иван Громов, председатель Комитета по информатизации и связи г. Санкт-Петербурга, подчеркнул, что ключевыми принципами внедрения информационных технологий являются создание комфортных и прозрачных механизмов взаимодействия граждан с органами власти, обеспечение продуктивной работы чиновников, облегчение их труда и повышение уровня контроля. Именно бесконтрольность порождает большое количество проблем в государстве. Для решения этих задач в Санкт-Петербурге сделали ставку на перевод государственных услуг в электронный вид (кстати, город на Неве лидирует в России по количеству сервисов, оказываемых в электронном виде). Поставлена цель не просто расширить перечень таких услуг, а определить наиболее востребованные. Для повышения удобства и качества предлагаемых сервисов в Санкт-Петербурге используется единое решение – система МАИС ЭГУ, которая аккумулирует в себе все возможные варианты предоставления государственных услуг. В декабре прошлого года была внедрена вертикально интегрированная схема функционирования системы с использованием ресурсов городского ЦОД. Удаленное администрирование позволило уменьшить затраты на эксплуатацию всей системы. В настоящее время за получением нужной государственной услуги гражданин может обратиться в любой городской МФЦ, что позволяет существенно упростить процесс взаимодействия заявителя с различными инстанциями.
По словам Ивана Громова, внедрение централизованной архитектуры для этих целей осуществлено в России впервые. Региональный портал оказания государственных услуг интегрирован с федеральным порталом. Динамичное развитие регионального портала обусловлено тем, что число оказываемых в городе услуг превышает количество государственных услуг, предоставляемых на федеральном уровне. Иван Громов считает, что практически все процессы городского сервиса должны быть доступными для общественного контроля. Для этого в Санкт-Петербурге создается портал «Наш город». Портал станет источником актуальной информации обо всех городских процессах, законодательной базе, регламентирующей деятельность городских властей. С помощью данного ресурса граждане смогут оценивать работу органов власти и компаний, обеспечивающих управление городской инфраструктурой. На портале можно проанализировать обоснованность тарифов. На любое обращение гражданина чиновники должны будут отреагировать. После анализа обращений будет обеспечена возможность автоматического перенаправления писем в адрес чиновников более высокой инстанции.
На использовании сервисной модели в развитии городской инфраструктуры акцентировал внимание Александр Горбатько, заместитель руководителя Департамента информационных технологий (ДИТ) г. Москвы. На базе сервисной модели обеспечивается оказание пользователю конечной услуги, отвечающей заявленным требованиям, а не предоставление абстрактных технических средств или каналов связи, к эксплуатации которых госструктура, как правило, не готова.
Пятилетняя государственная программа «Информационный город (2012–2016 годы)» предусматривает развитие информационных сервисов не только для госструктур, но и для жителей города. В столице около 25 тыс. чиновников, разветвленная ИКТ-инфраструктура (например, телеком-услуги предоставляются для 18 тыс. объектов социальной сферы). Одной из проблем является обеспечение эксплуатации сетей связи и другой инфраструктуры. В рамках сервисной модели ДИТ предложил операторам и системным интеграторам сотрудничество на основе трехлетних контрактов. По такой модели реализуются услуги электросвязи для органов исполнительной власти столицы и подведомственных им госучреждений, а также услуги видеонаблюдения и передачи данных в единый центр хранения. У заказчика теперь нет необходимости использовать имеющиеся ресурсы в соответствии со сроками их эксплуатации в ущерб применению новых технологий. В рамках контракта пользователь может выбирать услуги с набором дополнительных функций из огромного перечня, определять место их оказания (до серверной в здании или до компьютера сотрудника). Оплачиваются услуги по факту их предоставления. Одно из преимуществ сервисной модели – возможность привлечения инвестиций и ресурсов операторов и провайдеров. Помимо экономии у госзаказчика есть возможность оценивать полную стоимость приобретаемых услуг и планировать расходы на их масштабирование и развитие.
На преимуществах геоинформационного подхода к построению «интеллектуального города» заострил внимание Василий Куприяновский, заместитель генерального директора компании Esri CIS. По оценкам экспертов, около 80% информации, необходимой для эффективного управления городским хозяйством, связано с конкретным положением в пространстве и времени. Данные о ситуации в городской инфраструктуре, поступающие со smart-объектов, структурируются и обрабатываются в рамках специализированных моделей, создаваемых для разных видов городской инфраструктуры (ЖКХ, транспорта, служб безопасности и т. д.). ГИС оснащена инструментами для создания и актуализации этих моделей. Таким образом обеспечивается единая платформа для интеграции разрозненных приложений и создания качественно новых приложений и систем. Процесс развития и внедрения Smart-ГИС, включающий инвентаризацию, паспортизацию объектов, организацию сбора актуальных данных, создание баз данных и приложений, состоит из подготовки планов – «дорожных карт». В распоряжении Esri имеется набор таких «дорожных карт». Программный комплекс ArcGIS, созданный компанией Esri, служит базовой ГИС-платформой для тысяч региональных и городских администраций по всему миру. В России пользователями ArcGIS являются более 4 тыс. организаций, из них около 350 – федеральные, региональные и местные органы власти.


По стандартам безопасности


От «умного дома» к «безопасному городу» посредством разработки и внедрения стандартов безопасности – одно из направлений развития региональных инфраструктур. Опыт применения ИТ для создания территориально распределенной системы безопасности и мониторинга оперативной обстановки проанализировал Валерий Свариенко, заместитель директора департамента комплексной защиты объектов компании «РНТ». Он отметил, что «безопасный город» не следует сводить к системам интеллектуального видеонаблюдения – эти системы не способны отреагировать на террористические, техногенные, социальные и прочие угрозы. Основу системы «безопасного города» должен составлять единый ситуационный центр, работающий под управлением главного управления региональной безопасности. В состав СЦ должен входить мощный центр хранения и обработки данных из разных источников. Целесообразно подключить к СЦ единый диспетчерский центр Системы-112. Еще один элемент этой структуры – антикризисный штаб для ликвидации последствий крупных аварий. Строительство систем «безопасного города» в областных центрах позволит создавать крупные системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения на федеральном уровне.
Компания РНТ предлагает соответствующие решения для единого комплекса безопасности. Однако его формирование, по признанию докладчика, требует больших финансовых средств, что является основным препятствием на пути реализации подобных проектов. Предпринималась попытка создания СЦ для обеспечения системы безопасности будущего города Сколково. Но дальше разработки системного проекта дело пока не продвинулось. Одна из причин такой ситуации, по мнению представителя РНТ, связана с пробелами в законодательной базе. Настало время разработать стандарт безопасного города, чтобы появилась возможность строить подобные системы на основе единых правил и методик. А средства на эти цели должны поступать не только из федерального бюджета, но и от частных инвесторов, заинтересованных в безопасности своего бизнеса.
О создании систем экстренного оповещения населения и обеспечения вызова оперативных служб через единый номер «112» рассказал на форуме Сергей Агеев, начальник Научно-исследовательского центра информационно-коммуникационных технологий ФГБУ ВНИИ ГОЧС МЧС России. Федеральная целевая программа по созданию Системы-112 до 2017 г. передана на утверждение в Правительство РФ. Система-112 включает в себя семь подсистем: телекоммуникационную, ИКТ, геоинформационную, мониторинга, консультативного обеспечения, информационной безопасности, поддержки принятия решений. Предусмотрено обеспечение доступа к Системе-112 людей с ограниченными возможностями. Основными целями создания Системы-112 в России являются организация вызова экстренных оперативных служб по принципу «одного окна», повышение скорости реагирования и улучшение взаимодействия экстренных оперативных служб, а также гармонизация способа вызова экстренных служб с законодательством Евросоюза. Как показал первый опыт внедрения пилотных зон создаваемой системы, основной проблемой, требующей решения, является обеспечение четкой координации действий разных ведомств при реагировании на вызовы экстренных служб. Примечательно, что 2013 г. объявлен в МЧС России годом муниципальных образований, что изменит их роль и место в обеспечении создания комплексной системы экстренного оповещения населения, которая должна объединить на основе ИКТ системы оповещения населения с системами мониторинга и прогнозирования ЧС и обеспечить автоматизированное доведение информации о ЧС.
Юрий Варакин, начальник Ситуационного центра Росгидромета, заместитель директора ФГБУ «Гидрометцентр России», отметил необходимость работы различных городских, региональных и федеральных структур в едином информационном поле. СЦ Росгидромета был создан примерно полтора года назад, и практика доказала важность такой централизованной структуры, несмотря на наличие региональных гидрометцентров. Задачи ситуационного центра – не только оперативное реагирование на погодные аномалии, но и связь с СЦ других ведомств – НЦУКС МЧС, САЦ Минэнерго и пр. Сегодня в распоряжении ситуационного центра все научно-исследовательские учреждения Росгидромета, наблюдательные сети, собственная телекоммуникационная сеть, развитая вычислительная система. Имеются богатые возможности моделирования развития погодных ситуаций. Результаты среднесрочного и долгосрочного прогнозирования доступны на сайтах Гидрометцентра и Росгидромета, через СМИ, а также по запросам заинтересованных структур. Но никакие прогнозы и штормовые предупреждения не компенсируют отсутствия системы оповещения населения или недостатка уборочной техники на дорогах. Проведение необходимых работ в местах потенциально возможных природных катастроф должно контролироваться и координироваться. А это возможно только при наличии единого информационного поля.

 

Транспортные артерии «умного города»


Зачастую проекты, связанные с реконструкцией транспортных артерий города, возведением инфраструктурных сооружений и пр., выполняются с использованием устаревших технологических «рецептов», доставшихся нам еще от прежней, «доинформационной» эпохи, не отвечающих современным требованиям к подобным проектам в мире, – об этом говорил Сергей Волков, технический директор генеральный директор компании Smart Innovative Building Solutions (ООО «ИнтеллектуС»). В результате проекты, нужные и важные для города, реализуются хаотично, без увязки с другими проектами, создавая массу неудобств не только жителям, но и коммунальным и муниципальным службам. Наглядный пример – реконструкция участка Щелковского шоссе в Москве, фактически блокировавшая движение. Подобных проблем можно было бы избежать, выполнив ряд шагов на стадии проектирования, таких как анализ и моделирование возможного развития событий (с учетом различных социальных факторов), анализ маршрутов объезда, увязка строительных работ с другими проектами в городе, установка информационных указателей для водителей. Такие задачи решаются на основе методологии системной инженерии, которая позволяет увязать между собой работу различных городских служб, социальные факторы, стоимость проекта, а также учесть историческое развитие района/города и будущие условия эксплуатации инфраструктуры. Эта методология и основанные на ней технологии – информационное моделирование зданий (BIM), интегрированные рабочие группы (IPD), интегрирующее ПО EcoDomus – могут успешно использоваться как для планирования систем одного здания, так и на уровне крупных городских проектов.
Александр Кархов, начальник службы информатизации Дирекции железнодорожных вокзалов (ДЖВ), филиала ОАО «РЖД», рассказал о создании Интегрированной интеллектуальной комплексной системы безопасности (ИИКСБ) железнодорожных вокзалов. Такая система не только способна решать задачи в рамках РЖД, но и может стать реальной частью инфраструктуры «интеллектуального города».
До недавнего времени хозяйство железнодорожных вокзалов с точки зрения интеллектуальной составляющей находилось на уровне рубежа XIX–XX вв. Сейчас развитие инфраструктуры вокзалов активизировалось. Приоритетом является создание комплексной системы безопасности, которая направлена на защиту вокзальной инфраструктуры и решает такие задачи, как управление инженерными системами и обеспечение их точечной модернизации, повышение эффективности управления вокзальным комплексом и качества услуг, обеспечение взаимодействия с внешними партнерами. Данная система предполагает интеграцию различных технологий и подсистем и возможность их взаимодействия в режиме онлайн. Однако на деле предлагаемые большинством вендоров системы плохо поддаются интеграции в силу незрелости отрасли и отсутствия интеграционных стандартов.
Другая проблема состоит в отсутствии на местах квалифицированных сотрудников, которые могли бы эффективно использовать возможности автоматизированных систем и адекватно действовать в экстренных ситуациях. Квалифицированные люди есть в центральных подразделениях, но они не могут оказать своевременную помощь сотрудникам на местах, поскольку не получают точной информации о происходящем. С учетом этого ДЖВ создала концепцию ИИКСБ, которая включает стандарты, помогающие интегрировать решения разных уровней и разных производителей, а также обеспечивает совместную работу людей над целевыми задачами, используя инновационную интеллектуальную систему мультимедийного ситуационного управления и контроля несения службы, работающую как на местном и региональном, так и на федеральном уровне. Была разработана технология функционирования вокзального комплекса, единая для федерального центра управления транспортной безопасностью, региональных центров и вокзалов. Круглосуточный контроль и ситуационное управление осуществляются с помощью двух пунктов управления (основного – в Москве и резервного – в Санкт-Петербурге) и межрегионального центра поддержки, который обеспечивает технический мониторинг и контроль работы системы и всех ее компонентов (расположен в Вологде).
По мнению Владимира Мариничева, начальника Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, оперативное поступление достоверной информации – определяющий фактор своевременной реакции на событие и принятия превентивных мер. В Управлении создан и функционирует в пилотном режиме автоматизированный центр контроля и надзора за обстановкой на транспорте в границах ЦФО. В случае ЧС центр позволяет обеспечить необходимой информацией оперативный штаб (группу) и обмен информацией между центрами Ространснадзора. Для повышения оперативности работы сотрудников в регионах с наибольшей транспортной нагрузкой (Москве, Твери и Белгороде) используются мобильные пункты контроля (МПК).
Внедрение современных ИТ-решений в транспортной сфере требует обновления инфраструктуры, модернизации сетей связи, применения аналитических инструментов, обеспечения защиты сетей. Одна из проблем обусловлена широкой сетью предприятий, использующих разные инфраструктуры и ИТ-инструментарий. На базе Управления проходит опытная эксплуатация новой информационной системы КИСУ КНД-ТБ, обеспечивающей формирование, обобщение и анализ результатов контрольно-надзорной деятельности, а также оперативный обмен информацией между всеми отделами управлений Ространснадзора. Среди преимуществ системы – исполнение готовых формализованных бланков документов (предписаний, актов, протоколов и др.) по информации, введенной с АРМ инспектора.
Нормативными документами столичного правительства принято решение о разработке и внедрении в Москве автоматизированной навигационной системы диспетчерского управления контроля и обеспечения безопасности перевозок наземным городским пассажирским транспортом (АСДУ-НГПТ). О ее перспективах рассказал Александр Степанов, заместитель руководителя Центра организации дорожного движения Правительства Москвы. В рамках создания АСДУ-НГПТ все транспортные средства и объекты автоматизации Мосгортранса оснащаются специализированным оборудованием. На основе анализа пассажиропотоков создаются автоматизированные системы. Основные цели создания этих систем – контроль параметров работы транспорта, обеспечение работы диспетчерских служб, повышение точности и регулярности движения наземного пассажирского транспорта и безопасности пассажирских перевозок, информирование населения о работе пассажирского транспорта посредством веб-портала, информационных табло и приложений для мобильных устройств, сокращение времени реагирования на нештатные ситуации. Особое внимание уделяется интеграции АСДУ-НГПТ с информационными ресурсами Мосгортранса, Московского метрополитена и других перевозчиков.
Структура АСДУ-НГПТ состоит из трех уровней: общегородского, диспетчерских центров и транспортных предприятий. Завершаются работы по созданию аппаратно-программного комплекса на базе подсистем диспетчеризации, планирования, безопасности, информирования. На городском уровне внедряются следующие подсистемы: интеграции с внешними и смежными информационными системами, обеспечения безопасности информации (предотвращения ее утечки, искажения и потерь от несанкционированного доступа), комплексной диагностики компонентов АСДУ-НГПТ для осуществления оперативного мониторинга баз данных, бортового и сервисного оборудования. Одним из результатов внедрения АСДУ-НГПТ должно стать повышение приоритета общественного транспорта при выборе гражданами средства передвижения по городу.

 

 «Интеллектуальный город» – платформа для бизнеса


Евгений Соломатин, руководитель программы MBA-TELECOM Бизнес-школы МИРБИС, призывает относиться к «интеллектуальному городу» как к бизнесу, точнее, как к платформе, на базе которой можно развивать разные виды бизнеса и получать доход. Администрации городов мира, находящихся в первых строчках рейтингов привлекательности для бизнеса и удобства для жизни, мыслят в терминах услуг и развиваются на основе модели самоокупаемости. Все имеющиеся в городе структуры можно рассматривать как бизнес-подразделения, которые городская администрация может привлекать к сотрудничеству и управлять их деятельностью по оказанию услуг на основании KPI. Главное – грамотно выстроить концепцию управления. Ключ к эффективному управлению – контроль ресурсов и информации. Для этого необходимы конкретные юридические, организационные, административные механизмы, а также выстроенные процессы управления заказами, процедуры гарантирования доходов участникам проекта. Нужен бизнес-интегратор, согласующий интересы государства, коммерческого сектора и потребителей, и его роль может выполнять структура внутри городской администрации.
Сейчас разные департаменты независимо подают заявки на финансирование своих частей проекта или отдельных инициатив. Известны случаи, когда одни и те же элементы городских инфраструктур строились по несколько раз. В результате общее финансирование оказывается достаточно большим, но его итоговая эффективность мала. Поэтому городу нужен центр управления, анализирующий все связи, материальные, финансовые, информационные потоки и координирующий работу департаментов и служб. Деньги должны вкладываться именно в системный проект, для которого должен быть определен минимальный порог инвестиций. И необходимо иметь четкие критерии достижения результата. У коммерческих структур, участвующих в городских проектах, появится стимул вкладывать в эти проекты свои средства, если они будут понимать, что построенную по заказу администрации инфраструктуру они смогут в дальнейшем использовать для предоставления дополнительных услуг гражданам и организациям.
В России есть примеры городов, где делаются шаги в таком направлении. По мнению докладчика, пять-шесть городов нашей страны вполне могут оказаться в первой двадцатке мировых рейтингов в перспективе пяти-десяти лет.
Большой интерес вызвал доклад Антона Грачева, руководителя проекта «Иннополис» (ОАО «Иннополис», Казань). Иннополис – это город, который создается с нуля в 15 км от границы Казани. Он должен стать научно-технологическим центром, который сосредоточит в себе все достижения Республики Татарстан в области ИТ. Иннополис рассчитан на население более 150 тыс. человек (ожидается, что 60 тыс. из них составят работающие специалисты). Территория оставляет 1200 га, планировка города создается с расчетом на «шаговую доступность» любого объекта. Центр будет отдан под инфраструктуру технопарка и первый в России ИТ-университет федерального уровня, по периметру будет располагаться жилая зона с социальной инфраструктурой. Город должен стать зоной, удобной как для работы и учебы, так и для отдыха. На прилегающей к будущему городу территории уже действует рекреационная зона с горнолыжным комплексом. На конец 2014 – начало 2016 г. запланирована первая фаза проекта – город будет готов принять 15–20 тыс. человек. Долгосрочная стратегия развития города (план финансирования) рассчитана на 20 лет, ее детальная прорисовка (выбор конкретных технологий и решений) делается на пять-семь ближайших лет.
По мнению докладчика, нашей стране в своем развитии нужно отходить от принципа централизации. В мире начинает преобладать практика создания специализированных моногородов в противовес концентрации людей и ресурсов в мегаполисах. В России проект «Иннополис» – пионер в этой сфере. Но тем сложнее найти правильные решения. Практики создания «умных городов» в России нет. Авторы проекта активно изучают зарубежный опыт, для создания мастер-плана города была приглашена сингапурская компания. Сама концепция Smart City довольно размыта, количество интеллектуальных систем, которые закладывают в нее вендоры, занимающиеся этим направлением, очень велико, поэтому готового решения нет и целесообразность внедрения каждой системы применительно к конкретным условиям надо тщательно анализировать.

 

 «Умный город» в системе координат образования


Современный вуз выступает как помощник и соратник в разработке концепций будущих «интеллектуальных городов». На базе крупного университета можно создать мини-модель «умного города», полагает Наталья Яковлева, директор Института дистанционного образования Московского финансово-юридического университета МФЮА.
Управлять такой сложной системой, как город-университет, невозможно без применения интеллектуальных технологий – инновационного инструментария в управлении, новейших форм обучения, современных технологий и сред общения и т. д.
Электронный документооборот – это мощный инструмент, который позволяет проще, быстрее и эффективнее разрешать все вопросы и облегчить жизнь студентам, администрации и преподавателям. В МФЮА поэтапно внедряется комплексная система управления «КРУЗ», разработанная на базе «1С:Предприятие». Три модуля системы – «Приемная комиссия», «Деканат», «Расписание» – позволяют структурировать разрозненную информацию и в автоматизированном режиме управлять соответствующими сферами деятельности вуза, экономя время, позволяя избежать ошибок и накладок.
Студенты МФЮА по достоинству оценили созданную в университете корпоративную социальную сеть. Вся информация – от запланированных экзаменов и зачетов по разным дисциплинам до полученных по их итогам оценок – постоянно доступна студенту любого факультета в «Личном кабинете». Там же публикуются изменения в расписании, о чем студенты и преподаватели уведомляются посредством корпоративной почты.
Предусмотрена возможность коллективной работы над проектами, а сотрудники деканатов могут использовать автоматическую рассылку информации группам студентов. Востребованным является сервис оценки студентами работы преподавателей. Эти и другие информационные ресурсы Университета интегрированы между собой. На основе созданной информационной среды в МФЮА достигнута основная цель современного вуза – продуктивное взаимодействие всех тех, кто участвует в образовательном процессе, и высокое качество образования, предлагаемое вузом.
 «Умный город» предполагает сбалансированное удовлетворение потребностей всех заинтересованных сторон, и в его основе должна лежать концепция социальной ответственности, убежден Игорь Башкатов, заместитель директора научно-исследовательского института развития профессионального образования (НИИРПО) департамента образования Москвы по науке и инновационной деятельности. Качество управления городом и реализации намеченных проектов зависит от стиля мышления людей, поэтому составной частью создания «умного города» должна стать система профессионального образования, причем образование должно охватывать аспекты не только обучения и развития, но и воспитания человека. Для этого существует ряд предпосылок. Профессиональное образование все больше встраивается в производственный процесс и становится частью производственного цикла. Возникают новые отрасли экономики и новые профессии. Современные специалисты не ограничиваются получением диплома, а обучаются в течение всей жизни, осваивая прикладные области. Квалификация в области ИТ требуется всем категориям трудящихся. Идет ужесточение конкуренции на рынке образовательных услуг, а студент получает возможность выбирать, где он может лучше изучить тот или иной предмет. Наконец, центр тяжести образования смещается от «школы действия» к «школе мышления»: если человек умеет правильно мыслить, он в состоянии выбрать правильное действие.
Что необходимо предпринимать в сфере образования? Нужно популяризировать профессиональное образование и поднимать престижность рабочих профессий. Труд всех категорий работников следует обеспечить современной информационной средой. Необходимы профориентация молодежи и развенчание мифа о высшем образовании как о надежном социальном лифте – сегодня ценится не диплом, а умения и навыки человека. Важно прогнозировать тренды развития отраслей и потребности экономики в новых профессиях. Наконец, нужно обеспечить развитие социальной структуры общества за счет технологизации новых идей во всех сферах и использования их для удовлетворения общественных потребностей.


На специализированной выставке в фойе Конгресс-центра компании PHT, ESRI, «Совзонд», Smart Innovative Building Solutions представили комплексные системы безопасности, ГИС, а также решения и услуги, востребованные при реализации концепции «интеллектуального города». По мнению делегатов форума, конференция дала возможность проинформировать заинтересованные стороны о потенциале будущих российских «интеллектуальных городов», осмыслить комплекс ключевых проблем, обменяться опытом, что позволит выработать рекомендации и определить оптимальные подходы к развитию концепции «умного города» на территории России.

 

МНЕНИЕ УЧАСТНИКА

 

Олег ГАВРИЛОВ, руководитель управления информационных ресурсов и технологий администрации городского округа Самара
– Каково сейчас положение в Самаре с точки зрения развития концепции «умного города»?
– Для развития данной концепции мы выбрали сервис-ориентированную модель, основанную на облачных технологиях. Модель ориентирована не только на предоставление пользователям сервисов, но и на то, чтобы помочь гражданам чувствовать себя в городе комфортно. Например, быстро и без лишних затрат времени перемещаться по нему. Для этого был разработан сайт транспортного оператора Самары, есть и соответствующая версия для мобильных устройств. Таким образом, теперь у людей появилась возможность выбрать оптимальный маршрут передвижения, узнать, как долго придется ожидать городской транспорт, и т. д.
Та же модель используется для общения с горожанами. В 2012 г. был запущен муниципальный геопортал Самары. Через него жители могут напрямую обращаться в городские службы, сообщая, например, о яме на дороге, невывезенном мусоре и пр. Это можно сделать с компьютера или отправив с мобильного телефона геопривязанное аудио- или фото-видео сообщение. Все эти сервисы очень востребованы, рост их использования составляет до 100% в месяц.
Кроме того, у нас развивается система «Безопасный город», этим занимается правительство Самарской области совместно с МВД и МЧС. Приступили к созданию Службы-112. За общей обстановкой в городе следит единая дежурно-диспетчерская служба (ЕДДС), которая позволяет оперативно решать экстренные задачи.
– Каково ваше впечатление о конференции? Удалось ли вам узнать что-то полезное для себя?
– В первую очередь меня интересуют вопросы эффективности использования сервисной модели в развитии городской инфраструктуры и создания навигационной системы диспетчерского управления городским транспортом на примере Москвы. Тема «умного города» на самоокупаемости также важна для любого муниципального образования.
В принципе, направления развития «интеллектуального города» известны: инфраструктура, транспорт, безопасность и т. д. Но в каждом регионе могут рождаться собственные идеи, а подобные конференции дают возможность ознакомиться с чужим опытом, что позволяет выбрать оптимальное решение.

 

МНЕНИЕ УЧАСТНИКА

 

Петр ГЛАДКИХ, председатель комитета по информатизации и связи администрации города Тамбова

– Какие темы прошедшей конференции были вам наиболее интересны?
– Хотелось бы отметить доклад Ивана Громова, он затронул многие вопросы, важные для создания «интеллектуального города». Понравилось выступление Александра Горбатько, который говорил о сервисной модели как об одном из путей решения проблем, возникающих при создании и эксплуатации системы видеонаблюдения.
Были интересны и выступления представителей компаний, рассказавших о своих технических решениях и опыте создания геоинформационных систем в ряде городов. Да и сама идея проведения подобной конференции как площадки для обмена опытом достаточно актуальна.

– Какие проекты в рамках концепции «интеллектуальных городов» реализуются в Тамбове?
– В рамках программы «Безопасный город» создана городская система видеонаблюдения – на основных магистралях и перекрестках города установлены 104 видеокамеры, развивается направление «Безопасный двор». Общая протяженность ВОЛС АПК «Безопасный город» составляет примерно 60 км, скорость передачи данных в сети – 10 Гбит/с. Вся видеоинформация поступает в городской Центр видеонаблюдения, откуда предприятиям и организациям города и области передается та ее часть, которая им необходима.
Создана система «Тамбов-Навигация»: контроль всего пассажирского транспорта города осуществляется через систему ГЛОНАСС с единого диспетчерского пункта, есть также возможность визуального наблюдения за обстановкой на улицах с помощью видеокамер городской системы видеонаблюдения. А граждане могут через Интернет в режиме реального времени получать информацию о движении пассажирского транспорта и времени его прибытия.
В 2012 г. Сбербанк при участии «Ростелекома» продолжил создание «умных остановок» на территории города. Уже установлено 27 остановочных павильонов, где имеются табло с прогнозом прибытия пассажирского транспорта, доступ к сайту государственных и муниципальных услуг, бесплатный Wi-Fi, банкомат. В 2013 г. будет завершена настройка программно-аппаратного обеспечения и все услуги начнут оказываться в полном объеме на всех 27 павильонах.
В ближайших планах дальнейшее развитие АПК «Безопасный город», в частности, внедрение системы автоматической фиксации дорожно-транспортных нарушений (уже создан тестовый участок). Одна из главных задач – создание геоинформационной системы Тамбова и внедрение в дальнейшем на ее основе системы автоматизированного управления городским хозяйством.

 

МНЕНИЕ УЧАСТНИКА

 

Ренат ХУСАИНОВ, и. о. начальника отдела транспорта, главный специалист отдела по дорожному хозяйству, благоустройству и природопользованию Управления городского хозяйства и жизнеобеспечения населения Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны
– Диалог горожан и администрации – одна из составляющих «интеллектуального города». Как с этим обстоит дело в вашем городе?
– Есть много средств общения граждан с мэром города. Помимо традиционной приемной работает интернет-приемная, куда поступает немало обращений, имеются также блог мэра и твиттер. Существует интерактивная карта города, на которой любой человек может указать участок, где возникли какие-то проблемы, и выложить фото. Такие сообщения быстро обрабатываются, организации, ответственные за данный участок, получают указания и затем отчитываются о решении проблемы через ту же интерактивную карту. В рамках республиканской программы действует также ГИС «Народный контроль» – принцип ее работы тот же, только отчитываться приходится уже перед руководством Республики.
В нашем понимании «интеллектуальный город» – это сокращение дистанции между населением города и администрацией. К этому мы постепенно приходим. Такую же прозрачность мы стараемся обеспечить во всех сферах городского хозяйства.
– Наверняка без проблем на этом пути не обходится?
 – Конечно, сложности бывают. Например, мы добились того, чтобы управляющие компании создали и поддерживали свои сайты – становиться прозрачными для граждан хотели не все. Непростая ситуация с внедрением электронных транспортных карт. В городе нет муниципального транспортного предприятия, конкурсы на пассажирские перевозки проводятся среди частных предприятий. Некоторые из них не заинтересованы во внедрении электронной системы оплаты проезда. Но сейчас мы сделали наличие такой системы одним из условий участия в конкурсе.
Играет свою роль и человеческий фактор. Многие граждане считают, что если они обратятся со своей жалобой сразу в несколько инстанций, проблема решится быстрее. В итоге нам приходится неоднократно обрабатывать одно и то же обращение. Необходима централизованная система приема обращений. Система межведомственного взаимодействия пока тоже несовершенна, но постепенно все эти вопросы решаются.

 

МНЕНИЕ УЧАСТНИКА


Сергей ВИНОГРАДОВ, директор муниципального бюджетного учреждения «Центр муниципальных информационных ресурсов и технологий» (МБУ «ЦМИРиТ»), г. Череповец
– Какие темы нынешней конференции видятся вам наиболее актуальными?

– Нам интересны темы всех докладов, мы даже прибыли расширенной делегацией. В рамках стратегии социально-экономического развития города до 2022 г. разрабатывается блок «Цифровой город». Мы ставим перед собой амбициозную цель – к 2022 г. войти в десятку лидирующих в стране городов с точки зрения развития ИКТ. Программа развития затрагивает все сферы жизнедеятельности города, и все темы, которые освещаются на конференции, для нас актуальны. Немало полезного мы нашли и на выставке, и в ходе встреч в кулуарах.
– Насколько вам удалось продвинуться к намеченной цели?
– У нас уже есть ряд реализованных проектов. В частности, по автоматизации деятельности органов власти. Исторически ЦМИРиТ является центром ИТ-компетенций при органах власти – мы выступаем и разработчиками ПО, и единой службой техподдержки, выполняем ряд других функций, связанных с автоматизацией ОГВ. Сейчас в городе действует разработанная нами муниципальная геоинформационная система (МГИС), состоящая из большого количества модулей, автоматизирующих управление различными сферами городской жизни. На конференции «Муниципальные информационные системы», проходившей летом в Екатеринбурге, МГИС Череповца заняла первое место по итогам конкурса среди 50 городов России.
Развивается система электронного документооборота, на данный момент 20% всего документооборота органов власти осуществляется в безбумажном виде. В рамках ФЦП «Электронное правительство» в электронный вид уже переведено около 20% всех муниципальных услуг.
Реализуется программа «Безопасный город». Сейчас в нашем городе с населением 300 тыс. человек установлено 62 видеокамеры для контроля ситуации в общественных местах и дорожной обстановки. К 2016 г. будет установлено 300 камер. Внедряются решения для автоматизированного управления дорожным движением – «умные светофоры».
В целом программа информатизации города состоит из восьми крупных блоков: ИТ-муниципалитет, ИТ-транспорт, ИТ-ЖКХ, ИТ-образование и др. В каждом из них предусмотрены все этапы – от качественной подготовки ИТ-специалистов до реализации конкретных проектов.

 

МНЕНИЕ УЧАСТНИКА

 

Валерий СОРОКИН, заместитель начальника Управления гражданской обороны и защиты населения администрации города Сочи

– Какие темы нынешней конференции представляют для вас интерес?
– Меня прежде всего интересуют вопросы создания и развертывания Системы-112 на базе единой дежурно-диспетчерской службы муниципальных образований. Нам нужна система, которая будет не только обеспечивать быстрое реагирование на сложившуюся ситуацию, но и обеспечит оперативное взаимодействие органов власти всех уровней. В идеале отлаженный механизм обмена информацией поможет предотвратить ЧС, а если чрезвычайное событие все-таки произошло – максимально быстро устранить его последствия и вернуться в нормальный режим работы.
– Как развивается система оповещения и защиты населения в городе Сочи?
– Во-первых, сейчас рассматривается вопрос о модернизации работоспособной, но технически устаревшей системы оповещения населения П-160, созданной еще в советское время для оповещения населения в случае угрозы с воздуха. Новые технологии дают возможность не просто предупреждать население об опасности, а информировать людей о том, что конкретно произошло или может произойти, как действовать в той или иной ситуации, какие меры необходимо предпринимать. Кроме того, прежняя система оповещения была системой субъектового уровня, мы же хотим создать муниципальную систему и использовать ее не только при ЧС, но и для того, чтобы доводить значимую информацию до населения.
Во-вторых, идет установка датчиков подъема уровня воды: только в 2012 г. планируется установить не менее19 единиц в зонах возможного подтопления в четырех районах Сочи.
Если говорить о развертывании Системы-112 в целом, то уже подготовлен пилотный проект для реализации на базе ЕДДС Сочи. Сейчас предстоит определить этапность реализации проекта и проработать все детали: где система будет базироваться, как будет развертываться – централизованно или порайонно, какое оборудование необходимо, сколько потребуется операторов по Системе-112, сколько дежурных в смене по ЕДДС, количество прямых телефонных линий и т. д. Кроме того, стоит учесть опыт других крупных городов с соблюдением методических рекомендаций МЧС России. Все эти системы будут замыкаться на единую дежурно-диспетчерскую службу (ЕДДС) Сочи. Муниципальное казенное учреждение ЕДДС Сочи уже создано как юридическое лицо путем реорганизации МКУ «Ситуационно-мониторинговый центр города Сочи». Существует отлаженная система видеонаблюдения в режиме реального времени в помощь силовым структурам в целях пресечения противоправных действий. При обращении граждан в Службу-112 оператор сможет услышать или увидеть, что конкретно происходит, «поднять» задачу на уровень соответствующих ведомств либо обеспечить ее решение на местном уровне.

 

www.connect.ru

При поддержке

Золотой партнер